ПРИНЦИП ЕДИНОГЛАСИЯ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ


ПРИНЦИП ЕДИНОГЛАСИЯ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ
– один из важнейших принципов Устава Организации Объединённых Наций, согласно которому вопросы, связанные с поддержанием мира и международной безопасности, должны решаться на основе единогласия пяти великих держав: СССР, Китая, США, Англии и Франции.

П, е. в. д. является одним из важнейших организационных принципов ООН, отличающих её от Лиги наций (см.). В Лиге наций, как известно, существовал не оправдавший себя принцип единогласия всех членов Ассамблеи или Совета Лиги при решении вопросов по предотвращению агрессии и обеспечению мира, сделавший её неспособной предотвратить как отдельные агрессивные войны (напр., Японии против Китая, Италии против Эфиопии и др.), так и развязывание гитлеровской Германией и милитаристской Японией второй мировой войны.

Исторический опыт второй мировой войны показал, что как при решении вопросов ведения войны против агрессивных государств и их разгрома, так и для установления справедливого демократического мира необходимо единогласие великих держав, что только согласованность и единогласие в действиях великих держав дали народам желаемый мир. Исходя из этого, миролюбивые государства признали в качестве одного из важнейших организационных принципов ООН в деле предотвращения агрессии и обеспечения мира П. е. в. д., как принцип, оправдавший себя в борьбе против агрессоров и приведший к установлению международного мира.

В условиях сосуществования противоположных общественных систем – социализма и капитализма – П. е. в. д. выступает также как содержащийся в Уставе ООН принцип современного международного права, свидетельствующий не только о возможности мира между государствами с различными системами, но и о практической необходимости и осуществимости их совместной борьбы против агрессии, за поддержание и обеспечение мира во всём мире. Поэтому нарушение П. е. в. д. и борьба против него могут привести лишь к срыву международного сотрудничества между великими державами в вопросе поддержания мира и сделать ООН неспособной осуществлять свои функции по обеспечению международной безопасности.

Но, несмотря на всё значение П. е. в. д., некоторые империалистические государства уже с первых же дней деятельности ООН предприняли поход против этого принципа. Ещё в 1945 г. на конференции в Сан-Франциско во время выработки Устава под давлением США представители ряда государств стремились расширить полномочия Генеральной Ассамблеи или Международного суда и уменьшить значение Совета Безопасности, являющегося органом ООН, призванным обеспечить мир и бороться против угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, и функционирующего при решении этих вопросов на основе П. е. в. д. Эти стремления нашли отражение в предложениях Уругвая, Кубы, Эквадора, Чили, Колумбии. Этот поход продолжался почти на всех сессиях ООН и международных конференциях. Во второй половине первой сессии Генеральной Ассамблеи в октябре 1946 г. Австралия, Куба, Филиппины, поддержанные Англией, внесли предложение о пересмотре Устава ООН для отмены («ампутации») П. е. в. д. На 2-й сессии Генеральной Ассамблеи США перешли от открытого наступления против этого принципа к обходным манёврам, предложив создать якобы «временный», «вспомогательный», действующий между сессиями Генеральной Ассамблеи Комитет для «изучения, расследования и обсуждения» всевозможных вопросов и действующий без П. е. в. д. Этот «межсессионный комитет» явился результатом незаконных действий большинства ООН, так как его учреждение не предусмотрено Уставом ООН и преследует цель подмены Совета Безопасности (см.) и подрыва П. е. в. д. как одной из важнейших основ ООН. Его компетенция идентична компетенции Совета Безопасности. СССР и ряд других государств в этом «межсессионном комитете» не участвуют.

На 5-й сессии Генеральной Ассамблеи стало совершенно очевидно, что борьба некоторых империалистических государств в ООН против П. е. в. д. неизбежно ведёт к разрушению ООН как организации, призванной обеспечить международный мир.

Под давлением США и основываясь на ложных данных, Совет Безопасности принял 27 июня 1950 г. в отсутствие представителей СССР и Китайской Народной Республики незаконное решение, которым Корейская Народно-Демократическая Республика объявлялась «агрессором», а американским империалистам была предоставлена возможность вести под флагом ООН агрессию против корейского народа. Ведение США в течение 3-х лет войны против корейского народа практически показало, насколько необходим П. е. в. д. при решении вопросов по поддержанию и упрочению мира.

На 5-й сессии большинство ООН проштамповало американскую резолюцию, незаконно именуемую «Об объединённых действиях в пользу мира», предоставившую возможность автоматически переносить обсуждение вопросов из Совета Безопасности в Генеральную Ассамблею, где вопросы решаются не на основе П. е. в. д., а механическим большинством голосов. Именно так была принята 30 января 1951 г. позорная резолюция об объявлении Китайской Народной Республики «агрессором», а 18 мая 1951г.– об установлении эмбарго на торговлю с ней. Это «решение» было принято под грубым нажимом США. В силу грубого нарушения П. е. в. д. и фактической подмены Совета Безопасности Генеральной Ассамблеей 5-я сессия Генеральной Ассамблеи, начавшая работать в сентябре 1950 г., затянула свою работу в нарушение установленного срока на 13,5 месяца и была закрыта лишь накануне 6-й сессии, открывшейся в ноябре 1951 г.

Разрушительная работа американских и английских империалистов против П. е. в. д. продолжалась и на 6-й сессии Генеральной Ассамблеи. Делегаты Эквадора, Сальвадора и Панамы уже в самом начале работы 6-й сессии восхваляли планы и действия американского империализма как в ООН, так и в Корее и требовали ревизии Устава ООН.

Так называемый «Комитет коллективных мероприятий», незаконно созданный под давлением некоторых империалистических государств ООН 3 ноября 1950 г. для облегчения и оправдания ведения войны в Корее, представил 3 декабря 1951 г. Политическому комитету доклад о мерах, предпринятых в Корее. В этом докладе утверждалось, что Совет Безопасности якобы из-за П. е. в. д. оказался неспособным выполнить задачу по поддержанию мира и международной безопасности. Разоблачая эти утверждения, делегация СССР указала, что важнейшие вопросы мира и международной безопасности оказались нерешёнными Советом Безопасности не потому, что в нём действует П. е. в. д., а потому, что США, Англия и Франция стремятся навязать Совету Безопасности решения, не отвечающие целям и принципам ООН, а соответствующие эгоистическим целям американских монополий.

За измышлениями американских и других империалистов о вреде П. е. в. д. и якобы имеющих место злоупотреблениях правом вето со стороны СССР в действительности скрывается стремление разрушить П. е. в. д., составляющий фундамент, на котором только и может держаться всё здание ООН и возможно само её существование.


Юридический словарь. — М.: Госюриздат. . 1953.

Смотреть что такое "ПРИНЦИП ЕДИНОГЛАСИЯ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ" в других словарях:

  • Единогласия принцип —         в ООН, один из важнейших принципов Устава ООН, согласно которому для принятия Советом Безопасности решений по всем вопросам, кроме процедурных, необходимо, чтобы за них были поданы голоса девяти (до 1965 семи) членов Совета Безопасности,… …   Большая советская энциклопедия

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИИ \(ООН\) — создана в 1945 на конференции в Сан Франциско (см.). Устав её вступил в силу 24. X 1945. В ООН вошли все 50 стран участниц конференции в Сан Франциско и Польша. Кроме того, в ноябре декабре 1946 были приняты Афганистан, Исландия, Сиам и Швеция, в …   Дипломатический словарь

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ — (ООН) междунар. орг ция суверенных гос в, созданная в 1945 на конференции в Сан Франциско в целях поддержания междунар. мира и безопасности, развития дружеств. отношений между народами, осуществления междунар. сотрудничества в разрешении междунар …   Советская историческая энциклопедия

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН) — – международная организация, созданная после второй мировой войны на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания мира, безопасности и развития мирного сотрудничества между государствами. Необходимость создания… …   Советский юридический словарь

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ — – один из главных органов Организации Объединённых Наций (см.), который, согласно Уставу ООН., действуя от имени членов ООН, должен нести главную ответственность, за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава). С. б. состоит из …   Советский юридический словарь

  • Внешняя политика СССР — ВНÉШНЯЯ ПОЛИ́ТИКА СССР в годы Великой Отечеств. войны. Сов. В. п. строилась Коммунистич. партией и Сов. пр вом на основе разработанных и проверенных В. И. Лениным на практике гл. принципов – пролетарского интернационализма и мирного… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Крымская конференция 1945 —         Ялтинская конференция 1945, конференция глав правительств трёх союзных во 2 й мировой войне 1939 1945 держав СССР, США, Великобритании: председателя СНК СССР И. В. Сталина, президента США Ф. Д. Рузвельта и премьер министра Великобритании… …   Большая советская энциклопедия

  • КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 — Ялтинская конференция 1945, конференция глав пр в трех союзных во 2 й мировой войне держав СССР, США и Великобритании: пред. СНК СССР И. В. Сталина, президента США Ф. Д. Рузвельта и премьер министра Великобритании У. Черчилля при участии… …   Советская историческая энциклопедия

  • САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ — – система принудительных мероприятий военного, экономического и политического характера, применяемых по отношению к государству, нарушающему международные соглашения. В отличие от системы санкций во внутригосударственном праве, где принуждение… …   Советский юридический словарь

  • КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ — – конференция руководителей трёх союзных держав – СССР, США и Великобритании, состоявшаяся в Ялте (Крым) в начале февраля 1945 г. при участии министров иностранных дел, начальников штабов и других советников от каждой из трёх держав. К. к.… …   Советский юридический словарь